Нумизматический Интернет-Магазин

Главная | Ссылки | Форум | Черный список | Обратная связь 
 
1 копейка | 2 копейки | 3 копейки | 5 копеек | 10 копеек | 15 копеек | 20 копеек | 50 копеек 
 
1 рубль | 2 рубля | 5 рублей | 10 рублей | 20 рублей | 50 рублей | 100 рублей  
Россия до 1917 г | Юбилейные | Наборы, Литература | Иностранные | Другие | Боны

СТЕПЕНИ СОХРАННОСТИ МОНЕТ

Традиционная чеканка, ориентированная на многотиражные выпуски обычных, курсовых монет, в течение многих десятилетий развивалась по пути использования высокопроизводительных автоматизированных технологий. Курсовые монеты, предназначенные для реального денежного обращения, чеканятся значительными тиражами по упрощенной типовой технологии чеканки, не нуждающейся в защитных капсулах и специальной предохраняющей упаковке. Поэтому они подвергаются механическим повреждениям как на стадии чеканки, так и в процессе хранения в банках, так и непосредственно в процессе обращения. Поэтому основным критерием их качества является степень сохранности, т.е. интенсивность и характер повреждений, приобретенных монетами во время чеканки, в ходе подготовки монет к обращению и в процессе самого обращения.
Наиболее характерными повреждениями таких монет являются потертости, царапины, насечки, заусеницы. Встречаются более грубые повреждения, такие, как вмятины и искривления диска монеты, соскобы, надпилы, отверстия, следы пайки и пр.

Монеты необращавшиеся (сокращенно - Unc, англ. "uncirculated", нем. "praegefrisch" и "bankfrisch").
Это монеты, которые еще не находились в обращении и поэтому не имеют повреждений, обусловленных обращением. Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусеницы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и при внутрицеховых и складских перемещениях в этих мешках как на монетных дворах, так и в хранилищах при подготовке их к выпуску в обращение.
Монеты этого качества, как правило, имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности.

Исключительно хорошая сохранность(сокращенно - XF, англ."extremly fine",нем. "vorzueglich erhalten")
Относятся к монетам, находившимся в обращении очень короткое время. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом легкие потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Контуры рисунков контрастны, все мельчайшие детали рельефа сохранены. Свежий металлический блеск на большей части поверхности монеты отсутствует. Глубоких царапин и других серьезных дефектов нет.

Очень хорошая сохранность (сокращенно - VF, англ. "very fine", нем. "sehr schon erhalten")
В отличие от предыдущих степеней качества, монеты этой категории находились в обращении более продолжительное время.
Монеты имеют заметные потертости всех выступающих участков рельефа, самые мелкие детали рельефа уже повреждены, но еще отличимы, контуры рисунков еще довольно резкие, общий вид монеты хороший. Свежего металлического блеска нет даже на отдельных участках. Как и в предыдущих категориях, допустимы мелкие царапины, насечки и заусеницы технологического происхождения. Глубокий царапин и других серьезных повреждений нет.

Хорошая сохранность (сокращенно - F, англ. "fine", нем. " schen erhalten").
Относится к монетам, находящимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.

Весьма удовлетворительная сохранность (сокращенно - VG, англ."Very good", нем. "sehr gut erhalten").
Относится к монетам со значительными потертостями всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты декоративной орнаментовки: колосья, листья растений, точки, звездочки и проч. -- стерлись почти полностью. Возможны значительные царапины, насечки, зазубрины.

Удовлетворительная сохранность (сокращенно - G, англ. " good", нем. "gut erhalten").
Относится к монетам, на которых остались различимы только основные контуры рисунков. Надпись и дата выпуска трудно различимы.

Дефектные монеты, относящиеся к металлическому лому, имеют более серьезные повреждения:
-- намеренно нанесенные очень глубокие царапины, насечки,выбоины;
-- надпилы, соскобы;
-- отверстия, следы припоя и травления;
-- деформацию диска;
-- отслоение металла;
-- сильную степень истертости, при которой невозможно прочесть надпись и дату монеты;
-- поддельные (фальшивые) монеты, независимо от их состояния и степени сохранности.

Монеты улучшенного качества чеканки и пруф, если они находились в обращении без защитной капсулы или другой упаковки и приобрели потертости и иные повреждения, также оцениваются по степени сохранности как обычные монеты.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Состояние монет
оценивается с учетом двух основных факторов — качества чекана и сохранности монеты Подробная методика оценки разработана Д. Мошия гиным и Н. Дашевским (Советский коллекционер. 1978, № 16, с.106 - 107).

Ими предложено различали следующие состояния: отличное, очень хорошее, хорошее, среднее и посредственное. Эта шкала, если к ней прибавить еще одну оценку, а именно высшее коллекционное качество, вполне отвечает самым разборчивым требованиям.

Высшее коллекционное состояние. Монета специально изготовлена для коллекционеров полированными штемпелями на полированном кружке. Поле монеты глянцевое, без каких-либо видимых под лупой двукратною увеличения дефектов — царапин, раковин, черных пятен и т. д. Выступающие детали рисунка — линии ободка, орнамент, цифры, надписи, изображение — матовые. К высшему коллекционному качеству относятся, например, серебряные, золотые, платиновые и медно-никелевые монеты, выпущенные с соблюдением требований к категории монет «ргооf».

Отличное. Монета чеканена новыми неизношенными штемпелями. Поле и изображение блестящие, полированные. Под двукратной лупой не видно серьезных следов пребывания в обращении. К отличному качеству можно отнести монеты, выпущенные для коллекционеров без учета требований категории «ргооf» (например, все специальные выпуски юбилейных и памятных монет, изображение па которых полированное, но не имеет матированных деталей).

Очень хорошее. Монета, не бывшая в обращении. Под лупой можно заметить на поле и изображении некоторые дефекты чекана (нечеткость деталей изображения, букв, цифр) и следы пребывания в мешках (небольшие царапины, пятнышки и т. п.). Монеты качества «ргооf» с царапинами на глянцевом поле и иными дефектами не могут оцениваться выше категории состояния «очень хорошее».

Хорошее. Монета, дефекты которой видны невооруженным глазом, но не портят ее общего вида.

Среднее. Заметны следы длительного пребывания в обращении, потертости выступающих деталей, следы коррозии и чистки. К этой категории относятся и новые монеты с легкими дефектами чекана: проступление деталей противоположной стороны, смятость деталей (звезд, колосьев, рельефа земного шара и т. п.) недочекан мелких деталей рисунка. При всем этом признаки, позволяющие определить разновидность монеты, не потеряны, и достаточно ясно прочитываются.

Посредственное. Монета, получившая повреждения в сфере обращения, имеющая большую потертость, погнутость, следы рихтовки, забоины, глубокие раковины. Или новая, но отчеканенная с технологическими дефектами — со сдвигом штемпелей, следами сильного их соударения, чеканенная вне печатного кольца, вследствие чего полностью или частично отсутствует насечка или гуртовая надпись. Детали рисунка, нужные для определения разновидности, плохо различимы либо неразличимы вообще. Монеты ниже посредственного состояния коллекции не украшают, и включать их в собрание можно лишь в случаях, когда речь идет о разновидностях высокой редкости.

Оценка общего состояния монеты складывается из оценок гербовой и лицевой сторон. При этом решающим фактором должно оставаться состояние наиболее плохой стороны. Если гербовая сторона находится в хорошем состоянии, а лицевая — в посредственном, то вряд ли коллекционер согласится на общую оценку монеты как среднюю. Она должна быть отнесена к посредственным. Меньшее влияние на общую оценку монеты оказывает состояние гурта. Например, хорошая монета с отсутствующей гуртовой надписью в случаях, когда она должна быть, не может оцениваться ниже, чем хорошая. Лишь в случаях, когда речь идет о разновидностях, образованных оформлением гурта (например, надписи на серебряных рублях 1922 г. с разными инициалами начальников производства—АГ и ПЛ), состояние их может повлиять на общую оценку монеты.

Нередко монеты, попадающие в руки коллекционера, несут на себе следы времени и обращения — темнеет их металл, появляются пятна коррозии, грязь. Вполне естественно, что у некоторых коллекционеров возникает желание почистить такие монеты, вернуть им утраченный блеск. К сожалению, способов полного восстановления качеств старых монет не существует. Более того, при отсутствии знаний и опыта чистка чаще приносит ущерб монете, окончательно портит ее внешний вид, который уже ничем нельзя исправить.

Чтобы верно определить, в какой степени монета нуждается в чистке и в какой мере чистка может вернуть ей коллекционные качества не ниже посредственных, нужен определенный опыт. Лучше всего проделать для начала несколько экспериментов с экземплярами неколлекционными, прежде чем браться за дело с монетами из своего собрания. И только приобретя некоторый навык, человек может несколько улучшить вид того материала, который не удовлетворяет его своим видом.

Приступая к чистке монет, надо помнить, что никакие механические методы чистки недопустимы. Любые самые современные средства типа асидола, ювелирной пасты и т. п. оставляют на монетном поле царапины, способствуют стиранию тонких деталей рисунка.

ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ. Они практически не нуждаются в чистке. В случаях их загрязнения целесообразно вымыть монеты в теплой воде с мылом или небольшим количеством предварительно растворенного стирального порошка, затем хорошо ополоснуть проточной водой и высушить, поместив между двух кусков мягкой ткани. Трения ни в коем случае не стоит допускать — ни при мытье, ни при сушке. Даже ткань, особенно грубая, оставляет на полированном золоте микроцарапины.

СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ. Выбор метода их чистки в первую очередь зависит от степени окисленности и пробы металла. Высокопробные сплавы содержат большой процент чистого серебра, и окислы, возникающие на их поверхности, имеют иной характер, чем окислы низкопробных сплавов.

Если монеты высокой пробы (полтинники, рубли) долгое время пребывали в земле или подвергались воздействию других неблагоприятных факторов и покрылись плотным слоем окислов, их целесообразно поместить на один час в раствор нашатырного спирта (состав—90% воды и 10% аммиака). При отсутствии нашатырного спирта можно приготовить содовый раствор — на 100 г воды 30 г (примерно две чайных ложки) пищевой (двууглекислой) соды. В раствор опускаются монеты на несколько часов до полного растворения окислов. Процесс можно несколько ускорить, если подогревать раствор до кипения и периодически протирать окисленные места мягкой зубной щеткой.

Монеты высокой пробы со слабыми следами окисления лучше всего чистить кашицей, составленной из трех компонентов — нашатырного спирта, пищевой (двууглекислой) соды и зубной пасты. Такая смесь должна ощущаться пальцами в виде мягкой жижи и не содержать твердых, царапающих частиц. Покрыв монету составом, ее следует растирать пальцами или мягкой щеткой, не прилагая при этом особых усилий.

Новые монеты (серебряные, медные, медно-никелевые, бронзовые) перед тем, как положить в коллекцию, целесообразно отмыть от неосторожных прикосновений рук. Заметно, что места прикосновений становятся точками, откуда начинается коррозия.

Монеты из низкопробных сплавов серебра, для которых в качестве лигатуры применена медь, при сильном окислении зеленеют. Для их чистки наиболее подходит 10%-ный раствор трилона Б. После того как зеленый слой растворится и сойдет, чистку следует продолжить методом, принятым для высокопробного серебра — чистящей кашицей.

МЕДНЫЕ МОНЕТЫ. На них время оставляет слой патины, который в зависимости от обстоятельств появления и возраста может иметь цвет от шоколадно-коричневого до зеленовато-черного и черного. Если патина ровная и металл не тронут коррозией, то лучше монету не чистить вообще. Патина облагораживает медь, придает монете вид, соответствующий ее возрасту, и, что очень важно, достаточно надежно предохраняет металл от дальнейшей порчи. Самое большое, что можно сделать с монетой, покрытой ровным слоем патины, — помыть ее в теплой воде с мылом, чтобы удалить следы жира и пота от прикосновений влажных пальцев. При этом надо стараться не тереть металл с силой, чтобы не смыть патину.

Для чистки монет, тронутых окислами, лучше всего пользоваться медленно действующими реактивами, которые постепенно размывают испорченный коррозией слой металла и не затрагивают при этом его здоровых частей. К таким реактивам относится трилон Б. В его раствор монета погружается на срок, во многом зависящий от состояния металла, его окислен-ности. Чем слой окислов темнее и толще, тем большему по длительности воздействию реактива должна подвергнуться монета. Сильно испорченные экземпляры можно держать в трилоне несколько суток, мало испорченные — несколько часов. Можно изредка смывать с металла мягкой тряпочкой под струёй теплой воды слои разъеденных окислов, чтобы раствор активнее воздействовал на новые, открывающиеся слои. При этом надо помнить, что работать с реактивами следует в резиновых перчатках, брать монету пинцетом. В результате чистки монета может улучшить свой внешний вид, но надо быть готовым к тому, что после чистки обнаружатся все раковины и царапины. Только имея навык, можно квалифицированно решать, стоит ли монету чистить, не испортит ли это и без того плохой экземпляр коллекции, не утратятся ли вместе с отходящими окислами детали рисунка, которые полностью корродировали. БРОНЗОВЫЕ МОНЕТЫ. Их чистят по тем же рецептам, что и медные. Надо лишь иметь в виду, что растворы типа трилона, нашатырного спирта меняют цвет бронзы (она темнеет, делается коричневой либо черной). Блеск металла легко восстановить, отмыв монету в теплой воде с небольшим количеством предварительно нанесенной на нее зубной пасты. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ пользоваться для чистки медных и серебряных монет сильными реактивами типа азотной и серной кислоты. Вместе с окислами они уничтожают и рисунок монеты, особенно мелкие его детали. Если бронзовые и медно-никелевые монеты сильно поражены коррозией (поле покрыто ровным черным, черно- зеленым слоем окислов или глубокими черными раковинами), то ее можно удалить с помощью сильных реактивов. Однако и здесь пользоваться ими целесообразно лишь тогда, когда речь идет о монете, не представляющей особой ценности. Пользоваться кислотами надо осторожно. Процедура чистки такова. Кислоту налить в блюдце следует так, чтобы слой ее полностью покрыл монету, предназначенную для обработки. Рядом поставить раствор питьевой соды. Монета стальным пинцетом опускается в кислоту. Реакция бывает бурной и сопровождается отделением бурого дыма. Окислы быстро разрушаются. Как только поле монеты очистится, быстро перенести пинцетом очищаемый экземпляр в содовый раствор. После этого монету можно взять руками, хорошо отмыть теплой водой и просушить. Нужно иметь в виду, что кислота, съедая окислы, делает монетное поле рябым, поскольку все раковины, которые были закрыты корродированным слоем, обнажаются.

Медные чищеные монеты в коллекции выглядят несколько неестественными, хотя со временем начинают темнеть и приобретать патину. Однако нет никаких гарантий, что новая патина ляжет ровным слоем, а на поле не появится темных пятен. Поэтому чищеную монету из меди лучше всего искусственно состарить, покрыть патиной, которая придаст ей приятный внешний вид и гарантирует сохранность.

Наиболее простой способ создания искусственной патины таков. Чистую, обезжиренную монету опустить в 10%-ный раствор гипосульфита на 10—20 с. После высыхания монеты протереть ее мягкой (лучше нетканой) тканью. Обработанные в подогретом растворе гипосульфита медные монеты приобретают приятную бронзовую окраску, которая надежно предохраняет их от коррозии.

Сохранности бронзовых и медно-никелевых монет способствует покрытие их лаком. Лучше всего для этого использовать светлый мебельный лак НЦ-222, который легко снимается ацетоном.

Рекомендовать какой-либо один способ хранения коллекции нет необходимости. Каждый коллекционер решает такие вопросы сам, руководствуясь вкусом и материальными возможностями.

Известно несколько таких способов.

Первый. Коллекция размещается на деревянных или картонных планшетах, разделенных на гнезда. Это дает возможность обозревать весь материал сразу и брать при необходимости в руки каждую из монет.

Второй. Коллекционный материал хранится в альбомах (мюнцташах) с кармашками, которые сделаны из эластичных, бесцветных и прозрачных пластмасс.

Третий. Монеты помещаются в планшетах из картона с круглыми сквозными отверстиями, в которые вставляются монеты. Держатся они за счет сцепления ребра с поверхностью прорези. Известны прозрачные пеналы из оргстекла, изготовленные кустарно. С первого взгляда они привлекают коллекционеров, но для пользования не очень удобны. В местах соприкосновения с металлом материал пенала трется, тускнеет, быстро теряет прозрачность. Во всех случаях коллекционный материал надо хранить в сухом месте, оберегая его от пыли и сырости. Монеты рекомендуется брать не за поле, а за ребро. Неосторожно взятые в руки монеты, прежде чем вернуть на место хранения, необходимо вымыть теплой водой с мылом и просушить.
----------------------------------------------------------------------------
глава VIII из книги Щелоков А.А. Монеты СССР: Каталог.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 1989.-240 с. стр.215-221

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ОЦЕНКА СОХРАННОСТИ МОНЕТ РОССИИ РЕГУЛЯРНОГО ЧЕКАНА И PROOF


Современная шкала сохранности монет регулярного чекана (по системе доктора Шелдона, принятой в США) в общем виде выглядит следующим образом.

Монеты, бывшие в обращении

POOR-1 POOR
FAIR-2 FAIR
AG-3 ABOUT GOOD
G-4 GOOD
VG-8 VERY GOOD
F-12 FINE
VF-20 VERY FINE
VF-30 CHOICE VERY FINE
EF-40 EXTREMELY FINE
EF-45 CHOICE EXTREMELY FINE
AU-50 ABOUT UNCIRCULATED
AU-55 CHOICE ABOUT UNCIRCULATED
AU-58 VERY CHOICE ABOUT UNCIRCULATED

Монеты, не бывшие в обращении

MS-60 UNCIRCULATED
MS-61 UNCIRCULATED
MS-62 UNCIRCULATED
MS-63 CHOICE UNCIRCULATED
MS-64 CHOICE UNCIRCULATED
MS-65 GEM UNCIRCULATED
MS-66 GEM UNCIRCULATED
MS-67 GEM UNCIRCULATED
MS-68 GEM UNCIRCULATED
MS-69 GEM UNCIRCULATED
MS-70 FLAWLESS COIN

Словесные описания для каждого состояния монет применительно к монетам России приведены ниже.

POOR-1. Монета в этом состоянии не является коллекционной, изношена в процессе обращения настолько, что с трудом возможно определить к какой стране и периоду она относится. Изображение с трудом различимо, большая часть надписей, а так-же дата не видны.

FAIR-2. Монета в этом состоянии не является коллекционной, очень сильно изношена в процессе обращения. Изображение различимо, и возможно определить к какому периоду относится монета, однако конкретная дата, инициалы начальника монетного двора и буквы монетного двора видны лишь частично и невозможно точно определить к какому году, монетному двору и т.п. монета относится.

ABOUT GOOD; AG-3. Монета очень сильно изношена в процессе обращения. Хотя и с трудом, возможно точно определить год выпуска, монетный двор и инициалы начальника монетного двора. Монеты в этом состоянии относятся к низшему состоянию коллекционных монет. Обычно монеты в таком состоянии кладут в коллекцию, только если более высококачественные монеты крайне редки или дороги.

GOOD; G-4. Монета в этом состоянии сильно изношена в процессе обращения, однако все основные надписи читаемы, хотя и не без труда. Все крупные основные детали так-же видны. На некоторых монетах, например на медных монетах 18-го века обозначение номинала монеты может читаться с трудом и частично. На мелких номиналах серебряных монет 18-го века, где цифры года являются высоким местом рельефа, обозначение года должно быть хотя и с трудом, но полностью различимым. На крупных серебряных монетах 18-го века, где надпись идёт по окружности вблизи края монеты, надпись может быть читаема лишь частично. Детали изображения монеты, близко расположенные к гурту, могут быть сильно поношены но читаемы. Кант по окружности монеты, для монет 19-го века и более поздних, может быть стерт до основания или присутствовать лишь частично. Существуют также оценка G-6, однако на практике она используются чрезвычайно редко.

VERY GOOD; VG-8. Монета достаточно сильно изношена, все надписи различимы. Описать это состояние достаточно легко. Если контуры малых гербов на крыльях орлов для крупных серебряных монет 19-го века практически отсутствуют – это и есть VG-8. Конечно, все остальные характеристики должны подтверждать эту оценку. Все надписи должны быть читаемы, некоторые средние детали рисунка монеты могут быть видны. Существуют также оценка VG-10, однако она используются крайне редко.

FINE; F-12. Монета имеет средней степени износ, все надписи, крупные и средние детали различимы. Контуры малых гербов на крыльях орлов присутствуют, однако мелкие детали самих гербов полностью или частично стерты. Контуры всадника на крупных серебряных, а также золотых и платиновых монетах 19-го века могут быть не видны. Мелкие детали могут быть полностью или частично стерты. Существуют также оценка F-15 которая иногда используется и представляет монету несколько лучшего качества.

VERY FINE; VF-20, VF-30. По сравнению с монетами предыдущих степеней сохранности, некоторые мелкие детали изображения уже видны. Так, на рублях 19-го века видны некоторые детали изображения на малых гербах и контуры всадника, на золотых (1818-1831) и платиновых (1828-1841) монетах контуры всадника могут всё ещё быть не видны или видны лишь частично. Оценки VF-20 и VF-30 отличаются одна от другой по большей части большим (VF-20) или меньшим (VF-30) количеством дефектов, как то царапин, забоин, насечек и дефектов монетного кружка. Оценку VF-30 поэтому ещё называют Choice Very Fine, подчёркивая более высокое качество монеты с лучшим внешним видом. Иногда на практике используют оценки VF-25 и VF-35.

EXTREMELY FINE; EF-40, EF-45. Монета имеет незначительный износ наиболее высоких деталей рельефа. На монетах в состоянии EF-45 должны быть видны следы первоначального чеканного блеска, по большей части, в защищённых местах между буквами надписей. EF-45 представляет собой более высококачественный экземпляр с лучшим внешним видом.

ABOUT UNCIRCULATED; AU-50, AU-55, AU-58. Иногда используют ALMOST UNCIRCULATED. Монета практически не имеет износа а лишь незначительные потертости самых высоких частей рельефа. Большая часть чеканного блеска присутствует, в том числе и на открытых поверхностях. Дефекты монетного кружка (заготовки) а так-же приобретённые дефекты соответствуют этой оценке. Монеты состояния AU-55 называют Choice About Uncirculated подчеркивая более высокое качество и лучший внешний вид монеты. Монеты состояния AU-58 называют Very Choice About Uncirculated. Это монеты, которые, скорее всего, не были в обращении однако по ряду причин не могут быть отнесены к необращавшимся монетам. На практике, отличить монету в состоянии Very Choice About Uncirculated от состояния Uncirculated достаточно тяжело, необходимы специальные знания и опыт. Иногда на практике используют промежуточную оценку AU-53.

UNCIRCULATED; MS-60, MS-61, MS-62, MS-63, MS-64, MS-65, MS-66, MS-67, MS-68, MS-69, MS-70. Монета не имеет ни малейших следов износа, приобретённых в результате обращения или неправильного хранения.

MS-60. Непривлекательный чеканный блеск (или “ластер” от англ. слова Luster), очень тусклый и некрасивый или “смыт”, например, в результате погружения монеты в чистящий раствор. Может быть большое количество глубоких или средней глубины царапин, забоин, незначительных смещений металла в результате удара одной монеты о другую, протяжённых неглубоких царапин и областей повреждений, в том числе, и в наиболее важных, первостепенных фокусных областях монеты. Также могут быть незначительные насечки – результаты ударов одной монеты о другую на гурте монеты с переходом на её кант. Возможно наличие больших наплывов металла из-за плохого качества монетного кружка, а так-же значительных пятен, особенно на медных монетах. Медные монеты могут иметь непривлекательный, очень тёмный цвет. Внешний вид монеты намного ниже среднего уровня и непривлекателен. Абсолютно никаких следов износа не наблюдается.

MS-61. Чеканный блеск тусклый, "смыт" или поверхность достаточно сильно повреждёна. Поверхность имеет большие участки повреждений и множество мелких или средних забоин и царапин, протяжённые царапины так-же могут присутствовать. Ограниченное число глубоких или широких забоин в первостепенных фокусных областях монеты. Мелкие или средние забоины на гурте и канте монеты. Медные монеты могут быть тёмными и иметь пятна. Внешний вид скорее непривлекательный.


MS-62. Чеканный блеск значительно ниже уровня, частично "смыт" или повреждение поверхности монеты средней степени. Поверхность имеет средние участки повреждений и небольшое число мелких или средних забоин и царапин. Несколько глубоких или широких забоин на первостепенных фокусных областях монеты может присутствовать. Мелкие забоины на гурте и канте монеты. Ниже уровня качество чекана, монетного кружка или существенный износ монетного штампа. Внешний вид скорее допустимый.

MS-63. Чеканный блеск незначительно ниже уровня или едва заметное повреждёние поверхностей монеты. Поверхность имеет небольшое число повреждений и небольшое число мелких или средних забоин и царапин. Несколько глубоких или широких забоин на не определяющих участках монеты может присутствовать, или одна – две забоины на фокусных участках монеты. Небольшое количество мелких забоины на гурте и канте монеты. Качество чекана и монетного кружка примерно на уровне. Внешний вид скорее привлекательный.

MS-64. Чеканный блеск и качество чекана и монетного кружка на среднем уровне. Поверхность имеет считанное число повреждений или мелких забоин и царапин. Несколько средних забоин или царапин на второстепенных фокусных областях монеты может присутствовать, или одна, две средних забоины (царапины) на первостепенных фокусных областях монеты. Качество чекана и монетного кружка на уровне. Внешний вид привлекательный.

MS-65. Чеканный блеск и качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Поверхность имеет считанное число повреждений или мелких забоин и царапин. Несколько мелких забоин или царапин на второстепенных фокусных областях монеты может присутствовать, или одна, две мелких забоины (царапины) на первостепенных фокусных областях монеты. Качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Медные монеты должны иметь полный чеканный блеск и оригинальный (красный) или потемневший (коричневый) цвет. Внешний вид очень привлекательный.

MS-66. Оригинальный и высококачественный чеканный блеск, качество чекана, и монетного кружка на очень высоком уровне. Поверхность имеет не более нескольких едва заметных и 2-3 мелких забоин или царапин, видимых невооружённым глазом. Несколько мелких протяжённых царапин, видимых под 5-кратным увеличением может присутствовать. Качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Внешний вид очень привлекательный, значительно выше уровня.

MS-67. Оригинальный и высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 3-4 мельчайших и едва видимых невооружённым глазом забоин или царапин и не более одной мелкой царапины или следа контакта при ударе о другую монету во второстепенных фокусных областях монеты. Может присутствовать несколько мелких протяжённых царапин и наплывов (неровностей) металла, видимых под 5-кратным увеличением. Внешний вид на высочайшем уровне.


MS-68. Оригинальный и очень высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 3-4 мельчайших царапин, наплывов или несвойственных неровностей металла, видимых с использованием 10-кратной линзы и не имеет никаких дефектов, видимых невооружённым глазом. Внешний вид близок к безупречному.

MS-69. Оригинальный и очень высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 2 мельчайших и видимых с использованием 10-кратной линзы царапин, наплывов или несвойственных неровностей металла и не имеет никаких дефектов, видимых невооружённым глазом. Медные монеты должны быть яркого оригинального цвета. Внешний вид практически безупречный.

MS-70. Высококачественная монета безупречного качества. Чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка безупречны. Поверхность не имеет никаких дефетов любой природы, царапин, мелких заусениц, наплывов или каких либо несвойственных неровностей металла видимых с использованием 10-кратной линзы. Медные монеты должны быть яркого оригинального цвета. Внешний вид безупречен.




МОНЕТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ PROOF

PR-45 CIRCULATED Proof
PR-50 CIRCULATED Proof
PR-55 CIRCULATED Proof
PR-58 CIRCULATED Proof
PR-60 Proof
PR-61 Proof
PR-62 Proof
PR-63 CHOICE Proof
PR-64 CHOICE Proof
PR-65 GEM Proof
PR-66 GEM Proof
PR-67 GEM Proof
PR-68 GEM Proof
PR-69 GEM Proof
PR-70 FLAWLESS Proof

Важно помнить, что "Proof" это не качество и не оценка качества монет, а технология их изготовления. Так, если монета, изготовленная как Proof попала в обращение – она будет иметь следы износа. Было бы нелогично описывать такую монету с незначительными следами износа как Almost Uncirculated, поскольку такая монета никогда не была Uncirculated. Поэтому монеты Proof со следами обращения, при грейдинге описывают как Proof-58, Proof-50 и т.п. Оценка Proof-45 является практически предельной оценкой, при которой ещё возможно отличить обычную монету от монеты, изготовленной как Proof (у монет Proof-45 ещё присутствуют следы зеркальной поверхности в защищённых областях монеты). Хотя технически, если мы знаем, что определённая монета была изготовлена только по технологии Proof, было бы логично указать это при оценке. Так, сильно потёртые 25 Копеек 1901 года, где весь тираж этой монеты (150 экземпляров) был изготовлен как Proof, могут, например, получить оценку Proof-12 или Proof-8.



На самом деле степень сохранности имеет два варианта в подходе оценки монет. Первый классический по таблицам, которые написали люди для общего пользования. Описание признаков этих степеней так же СУБЪЕКТИВНАЯ оценка и взгляд авторитетов нумизматики. Но все принимают этот взгляд для общего ориентира монет для оценки. Т.е. эта строгая оценка сохрана для определения цены, для массового пользования ( как бы для "лохов"). Т.е. для нас всех обычных нумизматов. Пишу что бы понятнее мысль моя была. Так вот все эти степени сохрана более менее справедливы для среднестатистических монет. Для более редких и более старых эти степени сохрана для определения цены не подходят это раз. И второе: они не подходят для самого понятия хороший сохран или нет. Что бы было понятнее монете 2000 лет и монете 100 лет нельзя применять одинаковые признаки сохрана. Монета чуть потёртая с небольшими изъянами от обращения Николая 2 может быть VF, а монета 2000 лет. давности с изъянами побольше, потрёпаная, потёртая но ещё и редкая может быть названа в превосходном состояние. Тоже самое и с монетами в разнице 300-500 лет и степени редкости. Так что для одной монеты признаки общепринятые это хорошее состояние для редкой и более древней монеты те-же признаки - это отличное состояние. Этой неразберихой пользуются многие нумизматы и покупают понеты редкие с низкой степенью определения сохрана и соответственно по низкой цене. А потом мы видим эти монеты уже с завышенной степенью сохрана на солидных аукционах. Почему? Потому что это всё субъективно. Профи нумизматы для себя понимают, что одинаковые правила не подходят для всех монет. Поэтому могут доказывать и тыкать пальцем в каталоги, но понимают, что это всё субъективно. И когда потом будут сами продавать, они будут по другому оценивать степень сохрана и цену этой же монеты. Практически оценка степени сохрана как бы индивидуальна для каждой монеты. И это решает только сам продавец и сам покупатель. Один видит так, другой эдак. Поэтому выставляется монета на аукцион, а не продаётся по фиксированной цене. Кто то видит, что эта монета может стоить дороже, а кто то этого не видит. У всех своя оценка.

Рейтинг@Mail.ru Самара нумизматика. Монеты СССР и Монеты России, каталог монет, юбилейные монеты, цены монет Яндекс.Метрика

coins2000